Из истории названий московских храмов

Ильинские ворота и храм Святителя Николая Чудотворца "Большой Крест". Фотография из собрания московского врача Э.В. Готье-Дюфайе. 1910-е годы.
 
В старой Москве, как известно, было великое множество церквей, имеющих в своем названии кроме основного имени по святому или по православному празднику еще и дополнительное – по местоположению в городе –своеобразный адрес, достаточно точный для жителя того времени. Интересно писал об этом Степан Петрович Жихарев.
 
"О чем мы задумались?" – шутя спросил я сегодня Петра Ивановича…" – "А вот, любезный, о чем я думаю, – пресерьезно отвечал мне Петр Иванович. – У какого Николы завтра слушать обедню? У Николы Явленного, у Николы Дербенского, у Николы Большой Крест, у Николы Красный Звон, у Николы на Щепах, у Николы в Столпах, у Николы в Кошелях, у Николы в Драчах, у Николы в Воробине аль у Николы на Болвановке, у Николы в Котелках или у Николы в Хамовниках? Ко всем не поспеешь; а поехать к одному, так чтобы другие причты не обиделись. Все приглашали на храмовый праздник и угощение". Вот подлинно душа-то ангельская!
 
Я так завтра отправлюсь к Николе на Курьих Ножках; там у Лобковых три праздника…"
 
Тринадцать храмов во имя святителя Николая назвал писатель в этом отрывке, выбрав самые известные из существовавших более ста двадцати пяти церквей с именем этого святого. Такое количество одноименных храмов требовало уточнения, адреса или своеобразного прозвища для их различения. Двойные названия почти всегда использовались для наименований улиц и переулков; иногда обе части вместе, иногда порознь, например, храм Николы на Щепах (1686) – Большой Никольский переулок, Щеповский переулок, а позднее – Николощеповские переулки. "…На Щепах" – это название городского урочища (места), которое происходит от бывшего здесь Государева дровяного двора, где жили дровосеки. В названии храма Николы Дербенского, или святителя Николая, что в Дербени (1711–1715), вторая часть также происходит от урочаща: дерба, дербини – "залежь с мочевиной и кочкарником" (Владимир Даль). Место здесь вязкое и топкое, каких в Москве было немало. Существуют и ныне Дербеневская набережная и переулки, были Николодербеневский переулок и тупик.
 
А вот названия церквей святителя Николая "в Котелках" "в Хамовниках" связаны с московскими слободами, с ремесленными производствами: "в Котелках", иначе – "в Котельниках" (котельник означало "котельный мастер, работающий клепань", а Котельники слобода – место, где делали котлы). Известный храм святителя Николая в Хамовниках (1679–1682) возник в Хамовной слободе, там хамовники, то есть "ткачи, полотнянщики", занимались ткацким делом. Были в Москве три Хамовнические улицы, Большой Хамовнический переулок, Хамовнические казармы.
 
Особая примета сохраняется в названии храма Николы в Столпах, или что у Столпа (1629). Второе определение точнее, так как указывает на колокольню, единственную в Москве с 48 отверстиями-слухами. Сейчас это Армянский переулок, который в XVIII веке назывался Никольским и Столповским. Храм не сохранился.
 
Многие церкви с двойными названиями известны в истории города с XVII столетия, некоторые из них из дерева, реже – из камня были построены в XIV, XV и XVI веках. Уже самые ранние храмы в Кремле – Иоанна Предтечи под Бором (середина XII века), церковь и монастырь Спаса на Бору (90-е годы XIII века), стоявшие на холме у бора, назывались по их местоположению. На Руси такие наименования со временем изменялись. В летописи под 1476 годом упоминается церковь святого мученика Никиты, иже за Яузой, сокращенно – Никита, иже за Яузой. Позднее местоимение иже (который) было заменено на что: Никита, что за Яузой. В современных исторических и искусствоведческих исследованиях обычно пишут: храм Никиты за Яузой. Здесь говорится о письменной форме названий. Она могла быть очень сложной: церковь Введения в Дехтереве огороде, что за Арбатскими воротами. Однако в быту говорили: Введенская в Дехтереве. Такие наименования встречались настолько часто, что по ним образовывались названия церквей, где отсутствовало указание на место – храм Троицы в Никитниках (1634), построенный по заказу богатого куща Григория Никитникова.
 
Храм Святителя Николая Чудотворца на Курьих Ножках на Большой Молчановке. Фотография из альбомов Н.А. Найденова. 1881 год.
 
Не только в Москве, но и в других городах России были церкви с названиями-адресами: во Владимире – храм Николы в Галеях, в Боголюбове – храм Покрова на Нерли, в Ростове Великом – храм Спаса на Торгу, в Пскове – храмы Покрова от Торга, Космы и Дамиана с Гремячей горы и другие.
 
Благодаря названиям храмов мы можем узнать о почвах и рельефе старой Москвы, о ее топографии, торговой, хозяйственной и социальной жизни, о ее культуре. По наименованиям храмы можно распределить по трем большим группам: храмы московских слобод, храмы на московских государевых и иных дворах, урочища Москвы, где стояли храмы.
 
Сегодня, рассказав в общих чертах об особых названиях московских храмов, акцентируем внимание на храмах московских слобод.
 
Уже забытое слово слобода первоначально означало поселение свободных земледельцев. Слобода происходит от слова свобода и имеет значение "состояние свободного человека" или "поселок", который мог быть вне города и внутри него – городской квартал. Жители – слободичи или слободчане – пользовались льготами в уплате налогов и при отбывании повинностей. Московские слободы, о которых пойдет речь, находились внутри города. Большинство из них было заселено ремесленниками. Они не только здесь жили, но и работали, часто в своих же домах: кожевники выделывали кожи, серебряники занимались ювелирным мастерством. Впрочем, некоторые только жили в слободе, а дело их было на стороне – ямщики, толмачи (переводчики), воротники, охранявшие ворота.
 
По свидетельству летописи, "рукодельные люди" – ремесленники были достаточно богатыми горожанами. Новгородский архиепископ Илья в XII веке, обращаясь к духовенству, говорил: "Сами ведь знаете, если который человек ремесло знает, а его не делает, может ли он обогатиться?" Объединение людей одним делом в определенном месте города и относительный достаток позволяли слободчанам строить храмы в своих кварталах и похваляться друг перед другом, у кого он краше. В некоторых слободах было по две и даже по три церкви.
 
Сами слободы именовались по названию "рукодельных людей": пушкарь –  Пушкари или Пушкарская слобода, гончар – Гончары, печатник – Печатники. Восстанавливая названия поселений по храмам, нам удалось найти около сорока слобод, имевших свои церкви.
 
В Москве было несколько ямских слобод. Слово ям в значении "ямская повинность" известно с XIII века. Оно заимствовано из тюркских языков (турецкого или татарского, где jam – почтовая станция, почтовые лошади). Отсюда же происходит слово "ямщик". Ямская слобода – это место, где жили ямщики. Храм Богоявления, что в Ямской Дорогомиловской слободе, стоял на Большой Дорогомиловской улице. Некоторые источники утверждают, что в конце XIII века Дорогомиловым называли местность на левом берегу реки Москвы, принадлежавшую боярину Ивану Дорогомилову, в районе будущего Новодевичьего монастыря и Плющихи. Впрочем, принадлежность этой земли боярину сомнительна, так как такое лицо в московских документах не значится.
 
Храм Святителя Николая, что в Дербени. Фотография из альбомов Н.А. Найденова. 1881 год.
 
Храм Знамения, что в Ямской Переяславской слободе (1763) находится в бывшем Знаменском переулке (ныне – 2-й Крестовский). О Переяславской слободе хранят память Большая и Малая Переяславскне улицы и переулок. В XVII веке ямщики возили людей и грузы в город Переяславль по Ярославской дороге, идущей мимо слободы. В Москве сохранились названия – Большой и Малый Рогожские переулки, расположенные на том месте, откуда путь ямщиков вел к селу Рогожи (с 1781 года – город Богородск, позднее переименованный в Ногинск). Здесь же находятся храмы Покрова в Рогожской (в Ямской Рогожской) слободе (1628) и Сергия Радонежского в Рогожской слободе, он же– Сергий в РогожскойСергий, что в Гонной (1796–1838). Там же стоял храм Николы на Ямах, или, в московском просторечии, Никола Ямский (1697) ("…на Ямах", то есть на ямских дворах Гонной или Ямской слободы). Храм Василия Кесарийского, что Тверской-Ямской слободе (1688–1814), находился в Васильевском переулке. Он построен во имя святителя Василия Великого, архиепископа города Кесарии Каппадокийской. О второй части названия следует сказать, что Тверская-Ямская слобода существовала с XVI века. Она была, как и все ямские слободы, на дороге, ведущей в Тверь, а позднее в – Петербург. Существовало пять Тверских-Ямских улиц; первая, вторая, третья и четвертая из них сохранили свои названия.
 
Было в Москве несколько кузнечных слобод, которые именовались Кузнецы. В одной из них стоял храм Космы и Дамиана, что в Старых Кузнецах. По нему был назван Старый Космодамианский переулок, который шел от улицы Гончарной до берега Москвы-реки (сейчас это 3-й Котельнический переулок). Рядом с Кузнецкой слободой соседствовали Котельники. Возможно, что существовала связь между кузнецами и мастерами, изготовлявшими котлы. Другие Кузнецы находились там, где была Кузнецкая улица, переименованная в Новокузнецкую. Здесь же – известный храм Николы в Кузнецах (1681).
 
Храмы Николы на Пыжах (1672) (улица Ордынка) и Покрова, что в Старом Левшине полку, или просто в Левшине (Малый Левшинский переулок), находились в стрелецких слободах. Указание "…на Пыжах" внешне сходно с "адресом" церкви, на самом же деле это слобода стрелецкого приказа Богдана Пыжова в Замоскворечье в XVII веке. Существует и Пыжевский переулок. Второе название – "…в Левшине" – также связано с личным именем: стрелецкий полк приказа Левшина. Стрелецких слобод в городе было несколько. Первый каменный храм Пимена Великого, что в Старых Воротниках (1625), иначе называвшийся Старый Пимен, находился в Воротнической слободе XV века (по нему назывался Старопименовский переулок). На месте старого в 1848–1859 годах был построен новый храм. Жители этой слободы обязаны были нести охрану ворот Кремля, Китай-города и Белого города; отсюда их название – воротники. Определение "Старый" (Пимен), "в Старых" (Воротниках) появилось в XVII веке, когда часть жителей этой слободы переселилась за Земляной городок к Сущеву, где образовалась Новая Воротниковская слобода и был построен храм Пимена, что в Новых Воротниках, или Новый Пимен (1658). Сейчас этот храм стоит в Нововоротниковском переулке.
 
Известен храм Великомученика Георгия, что в Лучниках, или в Старых тюрьмах (XVII век) в Георгиевском переулке, ныне – Лубянский проезд. Возможно, он был возведен раньше, а в 1690–1693 годах перестроен. Лучником именовался тот, кто изготовлял луки, а также стрелок из лука. Второе название – Георгий в Старых тюрьмах – говорит о том, что лучники были стражей при тюрьмах, находившихся близ Лубянки. Выбор святого как покровителя храма был не случаен: святой великомученик Георгий Победоносец – один из старейших военачальников в страже императора Диоклетиана (284–305) – гонителя христиан, который впоследствии предал святого на мучения и смерть. 
 
Храм Николая Чудотворца в Столпах. Фотография из книги "Церковь св. Николая в Столпах и гробница боярина Морозова". 1900 год.
 
Храм Иоанна Богослова в Бронниках за Тверские вороты, или …за Никитскими воротами в Бронной слободе (так он назывался в конце XVII века), а позднее – на Бронной, по главной улице слободы, возник как приходская церковь поселка бронников, возможно, еще в конце XVI столетия, но не позднее первых десятилетий XVII века. Церковь сохранилась в Богословском переулке между Тверскими и Никитскими воротами, так что обе привязки верны. Раньше переулок назывался Малым Кузнецким – по кузницам, находившимся рядом с церковью на месте Тверского бульвара. В этой же местности был храм Рождества Христова, что в Палашах (1573) (сейчас Малый Палашевский переулок). Храм об в XVII веке и после пожара 1812 года. По документам трехвековой давности, бронник – "мастер, делающий брони, оружие, оружейник", а слово палаш означало "холодное оружие". "…Это меч наших времен, в тяжелой коннице", – читаем у Владимира Даля. Называет он и палашного мастера, и палашника – "воина тяжелой конницы". Все свидетельствует о том, что это было то место в Москве, где занимались изготовлением разного оружия и кузницы были рядом. Однако есть некоторое сомнение в отношении слова палаш: так, как его определяют словари, – это само оружие, а не палашный мастер, а слободы все назывались по ремесленникам, а не по изготовляемым предметам. Слово палаш происходит от турецкого пала – "короткий меч", возможно пришедшего из персидского языка. Известно оно и в болгарском; в венгерском паллош – также "меч". Кроме "палаш" слова бараш и кадаш также лежат в основе названий слобод, где стояли церкви: Введения в Барашах (1701) и Воскресения в Барашах (середина XVIII века; первая стоит в Барашевском переулке, вторая – на Покровке). Ранее на этих местах стояли церкви, построенные в XVI и XVII веках. Слово бараш означало "шатерничий, обойщик", а также "человек, возивший за царем походные шатры" (слово арабского происхождения: фарраш – "ремесленник, изготовляющий постели и постельничий" – очень близкие по значению названия).
 
Теперь о слове кадаш. В Кадашевской слободе находятся два храма – Воскресения в Кадашах (XVII век) и Космы и Дамиана, что в Кадашах. Впервые название "Кадашево" встречаем в духовной грамоте Ивана III (1504). В XVI веке известно несколько человек по имени Кадаш, Кадыш. Владимир Даль определяет слово кадаш или кадыш как "бочар, обручник, бондарь", ему приходится как бы переводить эти не по-русски звучащие слова: вместо русского кадник от кадь, кадочник от кадочка. Корень кад известен во многих языках, возможно, что он проник и в тюркские языки, где слово кадаши могло означать делателя, изготовителя. В русском языке оно сохранилось как имя Кадаш. Если вернуться к названию слободы, то в XVI веке она действительно принадлежала кадникам-кадашам. То, что здесь находилась слобода, где делали кади, косвенно подтверждается соседними Садовниками и Винным двором. Для хранения вина и мочения яблок без бочек было трудно обойтись. Позднее в Кадашах появилось текстильное производство, а затем и Государев монетный двор, название которого сохранилось в Старомонетном переулке. Так бывали связаны по месту и назначению старые слободы и дворы.
 
Собор Спаса Преображения на Бору. Фотография из альбомов Н.А. Найденова. 1883 год.
 
Некоторые слободы значились "казенными", то есть государевыми, имеющими отношение к государю, государству, принадлежащими казне, что бывало отражено даже в названии – храм Святого Апостола Иакова, что в Казенной слободе, в Хлебниках (Яковоапостольский переулок, ранее – Яковлевский переулок). Храм был построен по проекту архитектора Казакова в Казенной хлебной слободе. В другой хлебной слободе храм именовался – Святых Апостолов Петра и Павла, что в Новой Басманной слободе (1705–1717) (ныне – Новая Басманная улица, раньше – Петропавловский переулок). В этой слободе выпекался особый казенный и дворцовый хлеб. Название "Басманная слобода" происходит от татарского слова басма – "набойка, печать". Возможно, что способ изготовления такого хлеба был заимствован вместе со словом.
 
В "Уложении" царя Алексея Михайловича (1649) читаем: "Которые слободы на Москве патриарши, и митрополичи, и владычни, и монастырския… и те все слободы со всеми людми... взяти за государя в тягло". Среди известных нам церквей в слободах есть патриаршая, есть и монастырские. Так, храм Рождества Богородицы, что на Козьем болоте в Патриаршей слободе, имел придел святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, по которому именовался и как храм Спиридона Чудотворца, что на Козьем болоте (1633). Он стоял на углу Спиридоновки и Спиридоньевского переулка. Урочище Козье болото было известно в Москве в XIV веке. Называлось оно в московском просторечии Козиха, откуда и название – Козихинский переулок. Память о Патриаршей слободе сохранилась в наименовании Патриарших прудов. В этой же слободе был храм Святители Ермолая, что на Козьем болоте (главное здание построено в 1610 году, трапезная и колокольня – в 1838-м), он стоял на углу Ермолаевского переулка. Здесь раньше были болота и пруды (поблизости – Трехпрудный переулок).
 
Церковь Успения, что в Спасской слободе в Чигасах (каменная, 1654 год), относится к храмам монастырских слобод. Она называлась Спасской по хрому Спаса Милостивого, что в Чигасах, – это церковь в мужском монастыре, поставленная игуменом Чигасом в 1483 году. В 1639 году монастырь был упразднен. Наименование церкви сохранялось в названии Спасочигасовского переулка (ныне 5-й Котельнический переулок). История не оставила нам никаких сведений об игумене, который должен был иметь и православное имя. У Владимира Даля слово чигас? (с вопросом. – Примечание автора) дано как костромское в значении "огонь". Вероятно, Чигас – прозвище или второе прозвищное имя. В XVII веке церковь Успения именовалась что в Гончарах (1654). Сейчас здесь храм Болгарского подворья. Это была Гончарная дворцовая слобода, или Гончары, рядом с которой известно урочище Болвановка. В Никоновской летописи есть такое описание одного из московских пожаров: "Загорешася за Яузою на Болвановке и погореша Гончары и Кожевники, вниз возле реку Москву". Жители Гончарной слободы занимались производством керамической посуды и изразцов. Великолепными образцами керамических украшений московских гончаров второй половины XVII века служат изразцы Крутицского терема и церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Болвановка происходит от слова болван, которое в XVII веке имело, в частности, значение "деревянная болванка, употребляемая при изготовлении глиняных форм для отливки". Можно предположить, что на Болвановке рядом с гончарами занимались и таким производством, вероятно, здесь также была слобода. Во всяком случае, известен храм Николы на Болвановке (1697–1712), построенный архитектором Старцевым (Верхняя Радищевская улица, ранее – Верхняя Болвановская). Гончарная слобода сохранилась в названиях Гончарной набережной, проезде и двух переулков.
 
Другая монастырская слобода известна по храму Четыредесяти (сорока) мучеников, что в Служной слободе Новоспасского монастыря (1645). Существовали Сорокосвятские улицы и переулок. Сейчас храм находится на Динамовской улице. Называлась слобода просто Новоспасской, однако определение "служная" появилось не случайно, надо полагать, что здесь жили монастырские "служки", разного рода работные люди, обслуживающие монастырь. Сам монастырь возник в 1490 или 1491 году. Назывался он и Спас на Новом, то есть на новом месте, так как переведен из Кремля, где ранее была обитель Спаса на Бору, которую Иван III решил перенести за стены Кремля, чтобы расширить дворцовые постройки и убрать монастырское кладбище из-под стен дворца. 
 
Храм Введения в Дегтяреве огороде, что за Арбатскими воротами (позднее - храм Симеона Столпника, что на Поварской). Фотография из альбомов Н.А. Найденова. 1881 год.
 
Патриаршие, митрополичьи, владычные и монастырские слободы, доход от которых пополнял казну патриарха, митрополита, владыки или монастыря, после "Уложения" царя Алексея Михайловича стал поступать к государю, как ясно из слов "взяти за государя в тягло", и слободы почти перестали существовать, остались только при загородных монастырях.
 
Многие поселения, дворы и даже отдельные службы часто имеют в документах указание: государев (-а) царский (-ая), дворцовый (-ая). Например, в 1600 году построили храм Троицы, что в Сыромятниках. Здесь в XVII веке была дворцовая Сыромятная слобода, где жили мастера кожевенного сыромятного дела (сыромять или сыромятина – это "кожа, выделанная без дубу в извести и в овсяном квасу очисткой и сильным мятьем, ломкой и тягой на конном вороте", как определяет Владимир Даль). Рядом с Сыромятной слободой на Воронцовом поле в 1710 году значилась Новая Конюшенная слободка, и "там же, в приходе Живоначальная Троицы в Сыромятниках, была в 1658 году Пастбищного луга лековая (то есть для лечения. – Примечание автора) конюшня Государевых лошадей". Известна и другая слобода, где занимались кожевенным производством, там и сейчас стоит храм Троицы в Кожевниках (XVI век; 1-й Кожевнический переулок, ранее называвшийся Малым Троицким). В XV веке здесь находился Ногайский двор, где ногайцы торговали лошадьми и кожами, а в следующем столетии образовалась слобода кожевников, позже это был центр кожевенного производства.
 
Храм Власия в Конюшенной известен по письменным источникам 1625 года как приходская церковь Большой Конюшенной дворцовой слободы (Гагаринский переулок). С 1644 года на этом месте был построен каменный храм. Иван Забелин приводит такую запись: "Роздано милостыни… у Успения на Могилицах, у Власия в Конюшенной…" Святой Власий считался охранителем лошадей и коров; в народном календаре сказано: "Власьев день – коровий праздник". В конце XVII века на Девичьем поле возникла Новая Конюшенная слобода царя Алексея Михайловича, и тогда более ранняя стала называться Старой. Есть в городе два переулка: Староконюшенный и Новоконюшенный.
 
Жизнь слободы начиналась с храма – духовного, экономического и организационного центра слободчан.
 
 
Наталия Подольская