Сарайские миссионеры. Из истории Крутицкого подворья

Крутицкий теремок. Художник М. А. Новикова. 
 
Стоящее сегодня на территории Таганского района Крутицкое подворье с конца XIV века прочно связано с именем сарайских и подонских епископов русской церкви. Подворье стало свидетелем необычной истории этого архиерейского дома.
 
К середине XIII века русские княжества покорила Золотая Орда. Молодое и мощное государство Чингизидов было частью самой крупной в мировой истории Монгольской империи, отличавшейся невероятной пестротой — этнической и религиозной. Здесь соседствовали христиане разного толка и язычники, буддисты и мусульмане, иудеи и зороастрийцы, даосисты и конфуцианцы. Несмотря на чрезвычайную жестокость завоевания, на покоренных золотоордынцами территориях в основном царила веротерпимость. 
 
 
Особыми ярлыками — тарханными грамотами — духовенству даровали неприкосновенность и свободу от повинностей. Завоеватели, до поры до времени сами остававшиеся язычниками, поклонялись Вечному синему Небу — Кок-Тенгри, — чтили «шаманов» всех конфессий и уважали память предков. Привилегии же священства установил еще сам Чингисхан в законах Ясы.
 
Орда активно формировалась в дипломатическом окружении католиков Европы и православной громады — Византии. При этом в ее Русском улусе не прекращались усобицы князей. Для развития и поддержания порядка кочевникам нужны были интриги и прочные мирные связи: разделяя и властвуя, они сдерживали возможных противников, а контактируя с Византией, упрочивали свою выгодную позицию посредников в торговле между Западом и Востоком.
 

Свой среди чужих

 
Картина "Крутицкое подворье. Осень". Художник С. Тимонов. 
 
В 1261 — в год, когда император Михаил Палеолог триумфально вернулся в Константинополь, — русский митрополит учредил Сарайскую (Сарскую) епархию Русской церкви в столице Золотой Орды Сарае. Русская «дипломатическая» кафедра расширяла территорию вслед за ростом самой Орды. Вскоре в ее орбиту попали также земли по Дону и Хопру — титулование епископа дополнилось словом «Подонский».
 
Сарайская кафедра окормляла православных: в Орду постоянно прибывали новые пленники (из них составлялись целые поселки), здесь жили ремесленники и воины, с Ордой торговали купцы, к ханам приезжали князья, а в заложниках у них годами жили княжеские дети. Православная паства прирастала и проповедью: епископы крестили татар и перекрещивали христиан других толков.
 
Летом епископ кочевал вместе с ханом, зимой жил в Сарае. Сарайские владыки посредничали между ханами, митрополитами, князьями и Константинополем. Они стали глазами и ушами русских княжеств в Орде — этих «дипломатов в стане врага» на Руси уважали, хотя временами и побаивались.  
 

Из Сарая — в Москву

 
Картина "Палаты. Крутицкое подворье". Художник Л. Г. Серебренникова.  
 
В XIV веке Золотая Орда приняла ислам. Поначалу декоративный, к концу века он не оставил от веротерпимости и следа. Орду охватили усобицы, на сцену вышел Тамерлан, а русская епархия в 1454 году навсегда покинула Сарай и перебралась в Москву.
 
Оставшийся «генералом без армии», епископ Сарский и Подонский Вассиан обосновался на Крутицах. Позднее в его епархию (ее также называли Крутицкой) вошли многие церкви на территории будущих Московской, Тульской, Орловской и Калужской губерний. Он стал главным помощником митрополита, а с учреждением в 1589 году патриаршества — и патриарха, сам же получил сан митрополита Крутицкого.
 
В 1660–1670-е годы, с приходом митрополита Павла III, Крутицы пережили последний яркий взлет в своей древней истории. Философ и ученый, друг Симеона Полоцкого, личный враг Никона и противник протопопа Аввакума, митрополит Павел инициировал на Крутицком подворье большое строительство. На месте старого Успенского собора построили Митрополичьи палаты, на территории разбили декоративный сад — один из первых в городе, — основана монастырская библиотека. А начатый при митрополите новый Успенский собор и сегодня украшает территорию Крутиц. Расширился и состав владений: к ним присоединились близлежащие слободы и село Кожухово. К середине XVII века подворье стало излюбленным местом пребывания патриархов церкви, а во второй половине века оно стало настоящим научным центром, где велась активная работа по переводам греческих книг на церковнославянский язык.
 
 
Эта зарисовка — лишь малая часть из истории Крутиц. Хотите узнать больше? Приходите на нашу экскурсию «Крутицкое подворье и Новоспасский монастырь»! На ней вы не только познакомитесь с интересными и порой неожиданными фактами, но и увидите древние Крутицы своими глазами, проникнетесь уютной атмосферой этого островка древности в современной Москве.