Живая вода на Остоженке и не только

Заведение искусственных минеральных вод в Москве. Вид дома с садом. Раскрашенная литография XIX века.
 
Персонажи многих русских народных сказок в трудных ситуациях часто пользуются «живой и мертвой водой». «Мертвая вода» заживляет раны героев, а «живая» возвращает их к жизни. Но в основе такого внешне сказочного восприятия воды лежат вполне реальные ее свойства. Еще в древности было замечено, что вода из подземных источников, которую использовали в быту, бывает очень разной. Обычно внешне кристально чистая, прекрасно освежающая и утоляющая жажду, она может отличаться по вкусу. Это значит, что в водах источников есть какие-то примеси. Было также обнаружено, что вода в некоторых, правда, очень немногих источниках может иметь и целебные свойства. Такой — «минеральной» — водой исстари лечились от «сердечной боли», от желудочных заболеваний и других недугов.
 
 
Ученые, исследовавшие эту воду, пришли к выводу, что лечебные свойства она приобретает благодаря уникальному совпадению множества условий: особому составу земных пород, экологически чистой природной среде и многим другим факторам. Врачующую силу таких вод стала использовать и практическая медицина. Около источников начали строить водолечебницы, бальнеологические курорты. Лечение минеральными водами здесь было поставлено на профессиональную основу. В петровские времена особую известность получили Угодские минеральные воды в Подмосковье (нынешний город Жуков, бывший поселок Угодский Завод Калужской области). Одним из первых курс лечения там прошел сам царь Петр I.
 
Со временем лечение на «водах» получило широкое распространение. А в XIX веке среди дворян стало даже модным ездить на курорты — пить воду. Полезное здесь совмещали с приятным — общались с новыми людьми. Сюжеты такого времяпровождения описаны в русской литературе. Позднее появилась идея создания искусственной минеральной воды. Особый интерес это вызвало в тех местах, где не было природных источников. В Москве эта идея заинтересовала Христиана Ивановича Лодера, человека известного в городе и замечательного во многих отношениях. Бывший лейб-медик императора, он долгие годы практиковал в старой столице. Был он профессором Московского университета, почетным членом Петербургской академии наук, членом различных обществ, автором ряда научных трудов. Словом, его уважали как очень знающего и авторитетного врача.
 
Портрет Христиана Ивановича Лодера.
 
В начале 20-х годов XIX века Х. И. Лодер занялся конкретной разработкой идеи водолечения в Москве. В ноябре 1825 года он изложил свои соображения в работе под названием «О приготовлении искусственных минеральных вод по методе доктора Струве в Дрездене и проект заведения подобных вод в Москве». Отпечатанная в типографии Московского университета, она была небольшой, объемом всего в 15 страниц. Весьма привлекательно звучал вводный тезис работы: «Одно из полезнейших открытий нашего столетия есть искусство подделывать естественные минеральные воды, употребляемые для пользования внутренних и наружных другими средствами неизлечимых болезней».
 
В первой части содержалась информация о принципах изготовления минеральной воды. Во второй части был представлен «проект плана» создания «с дозволения Министерства внутренних дел» частной платной лечебницы «для делания … искусственных минеральных вод, как для внутреннего употребления, так и делания разных ванн». Вначале для лечебницы выделили место в Нескучном саду. Назначили и время открытия — июнь-июль 1826 года. Но план этот не был осуществлен. Заведение открылось в 1828 году на Остоженке в нынешнем Хилковом переулке (строение под номером 3). Устроено здесь все было весьма основательно. Летом лечебница начинала работать уже в 5 часов утра. Посещали ее ежедневно до 150 человек. В лечебнице можно было по рекомендации врачей принимать ванны из минеральной воды. Для этого внутри здания отвели специальные комнаты. Многим предписывалось целебную воду пить. Поэтому посетителей уже при входе встречали мальчики, которые вручали каждому фарфоровую кружку. После процедур рекомендовалось три часа гулять. Для этого существовали две крытые галереи, защищавшие от дождя и жаркого солнца. Можно было гулять и по парку, простиравшемуся до Москвы-реки.
 
Особняк в усадьбе В. Я. Солдан (Есиповой), проданной хозяйкой в 1828 году акционерному обществу Лодера и его компаньонов для устройства первого в Москве городского курорта. Фотография 1912 года.
 
Время здесь бежало незаметно: в беседке играл оркестр, вокруг было много интересных людей — знакомых и незнакомых, непринужденно беседовавших между собой. Яркую зарисовку атмосферы этого заведения оставил в своих «Записках» Ф. Ф. Вигель: «Всякий день рано поутру ходил я пешком по Старой Конюшенной на Остоженку. Движение, благорастворенный утренний воздух, гремящая музыка и веселые толпы гуляющих, разгоняя мрачные мысли, нравственно врачевали меня не менее, чем мариенбадская вода, коей я упивался».
 
Посещать заведение Лодера становилось модным. Вот что писал об этом в книге «Записки москвича» М. Яковлев: «Я искренне порадовался Остоженским источникам!… Кажется, все, что есть лучшего в Москве, — все на водах! Следственно, все лучшее нездорово? Нет — но теперь в моде быть нездоровым и пить воды! Долго ли продолжится эта страсть к водопитию — не знаю, но предсказываю, что воды наши год от года все будут славнее и славнее».
 
Отдыхающие в заведении минеральных вод доктора Лодера. Рисунок неизвестного автора.
 
Впрочем, для кого-то это была несомненно важная возможность поправить здоровье. Так, П. А. Вяземский писал 17 июня 1831 года в письме А. С. Пушкину: «Жуковский… говорят, очень болен. Убеди его куда-нибудь съездить, хоть в Москву к искусственным водам». Позднее здесь же по рекомендации московских врачей лечился водой Н. А. Некрасов. И результаты этого лечения, по воспоминаниям, были вполне ощутимы. Услугами заведения Х. И. Лодера пользовались люди вполне состоятельные, а потому многие из них приезжали на Остоженку в своих экипажах. Кучера, сидевшие на козлах карет в ожидании своих хозяев, не очень понимали, что происходит в этом лечебном заведении, почему так весело проходит курс лечения. И на расспросы столь же недоумевающих прохожих, что там делается, обычно отвечали: «Лодыря гоняют». В этой фразе слово «лодырь», известное в различных диалектах русского языка в значении «бездельник, лентяй», вдруг обрело новый смысл, новую судьбу: соединенное в слуховом восприятии с очень созвучной ему фамилией доктора — «Лодер», оно обогатилось ироничностью в отношении времяпровождения господ.
 
Заведение искусственных минеральных вод доктора Лодера просуществовало до 1870-х годов. Затем оно было закрыто, но память о нем для старых москвичей сохраняется в очень необычной форме — в виде выражения «гонять лодыря», которое сегодня используется в разговорной речи для неодобрительной характеристики того, кто бездельничает, попусту тратит время, кто предельно ленив.
 
Однако в московском регионе неоднократно делались попытки все же найти естественные источники минеральной воды. И не безуспешно. В 90-х годах ХХ века прекрасную минеральную воду с отличными лечебными свойствами нашли гидрогеологи в окрестностях Москвы — в лесопарковой зоне Зеленограда. И называли ее на старинный лад — «Троица». На международных выставках она получила высшую категорию качества.